Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.
1. Социально – психологическая готовность к школе:
— учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
— умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых).
2. Школьно – значимые психофизические функции:
— важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
— у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.
Обучение в школе требует сложившейся произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать то, что ему говорят.
Произвольность поведения развивается (или не развивается) на протяжении всего дошкольного детства, в самых разных аспектах жизни ребенка: в выполнении требований взрослых, в соблюдении норм и правил поведения, в общей дисциплинированности, организованности поведения и пр.
Задача взрослых — учить ребенка выполнять свои обязанности, быть ответственным, аккуратным. Почаще следует прибегать к играм, особенно с правилами. Как отмечал А.Н. Леонтьев, овладеть правилами игры — значит овладеть своим поведением. В этих играх ребенок добивается выигрыша, мобилизовав свои силы, волю, но учится и мужественно проигрывать. Так формируется упорство, выдержка, способность сосредоточиться и не обращать внимания на отвлекающие моменты.
С высокими требованиями и издержками современной школьной жизни справится ребенок физически крепкий, закаленный, выносливый. Немаловажное значение имеет состояние зрения, слуха ребенка. Согласитесь, что о физической готовности ребенка к школе родителям следует заботиться еще до его рождения.
C целью изучения интеллектуальных и личностных качеств, необходимых ребенку для обучения в школе, предлагаем оценить психологические качества ребенка.

1. Речевое развитие (словарный запас, способность к грамматически правильному построению предложений, произвольность владения речью)
Определенную пользу приносит доброжелательное обращение с ребенком, а также обучение его чтению. Чтение существенно обогащает речевой опыт ребенка, формирует многообразные связи его образных представлений с речевыми высказываниями, позволяя в дальнейшем значительно легче воспринимать информацию на слух. Так же необходимо разъяснять значения слов, обучать правильному их употреблению и грамотному построению предложений. Необходимо расширять общую информированность ребенка, но обязательно с использованием наглядно-действенных методов.
2. Визуальное мышление (умение видеть закономерности в информации целостно представленной перед глазами
(образный зрительный интеллект),
делится на:
линейное — умение проводить сравнение различных изображений и их деталей, продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам
структурное-умение устанавливать закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения.
для развития визуального мышления можно использовать следующие игры и упражнения: 
«Найди закономерность»;

 

«Подбери заплатку»;

3. Понятийное мышление:
Интуитивное — умение выделять главное. Основано на личном опыте ребенка. Связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться
Логическое — обеспечивает понимание сути правил, законов, формул, и выделение зоны их применения, возможность использования их на практике (умение действовать в соответствии с объяснениями учителя, т. е. по аналогии).
Игры для развития понятийного мышления:
«Лишний предмет»;

 

 

«Назови одним словом»;

«Недостающий предмет»

 

4. Понятийное речевое мышление (восприятие и понимание материала на слух),
5. Понятийное образное мышление (восприятие и понимание иллюстративного материала),
6. Абстрактное мышление (умение выделять формальные признаки и оперировать ими в уме), сначала счет на пальцах,счет с помощью палочек или любых других предметов,счет с опорой на зрительное представление примера, который ребенку надо решить в уме, восприятие задания на слух (сначала только с переходом на второй десяток, далее – в пределах сотни), решение примера в уме и быстрое воспроизведение ответа (как будто ребенок его видит или знает). Полноценный свободный счет в уме – это предпосылка для развития абстрактного мышления.
7. Скорость переработки информации (оперативность умственной и моторной обработки информации),
8. Зрительно-моторная координация (согласованность работы зрительного анализатора и мелкой моторики руки)
Ребенку надо помогать, постепенно приучая его к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличению ее с образцами.
(поэлементное письмо, срисовывание картин в мелкой клетке)
Упражнения для развития зрительно-моторной координации:
«Нарисуй по образцу»

«Дорисуй вторую половинку»

«Дорисуй по клеточкам»

«Нарисуй так же»

9. Внимание, если у ребенка скорость переработки информации соответствует 3-5 уровням, а внимательности 4-5 уровням – повода для беспокойства нет. Если оба показателя находятся в средней зоне, то еще достаточно ребенок может допускать ошибки по невнимательности, и его надо обучать методам речевого самоконтроля. Сначала ребенок должен рассказывать то, что он будет делать, а только потом приступать к выполнению задания.
Для развития внимания можно использовать следующие игры и упражнения:
«Сравни картинки»

«Найди пару каждому предмету»

«Найди такой же вертолет,как в облачке»

«Расставь значки в фигурах в соответствии с образцом»

«Лабиринты»

«Раскрась фигуры в соответствии с образцом»

10. Кратковременная речевая память (удержание и воспроизведение словесной информации),
11. Кратковременная речевая память (удержание и воспроизведение зрительной информации),
12. Тревожность (реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях),
13. Физиологическая энергия (характеризует работоспособность и энергетический баланс организма),
14. Настроение (фоновое эмоциональное состояние), хорошо, если у ребенка преобладает положительное настроение.
15. СамооценкаВажно, что бы ребенок относил себя к хорошим людям.
Успехов Вам и творческих сил в воспитании детей!

Если у вас возникли какие-либо вопросы, рада вам ответить. Пишите v-belova@bk.ru