ИГРАЯ, ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ!

Как показывают психолого-педагогические исследования, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению программы общеобразовательной школы. В связи с этим одна из задач и родителей, и педагогов — выявить имеющиеся у ребенка навыки, умения и знания и подготовить его к обучению в школе.

Чтобы ребенок избежал трудностей с изучением математики, необходимо широко использовать разнообразные игры, специально создаваемых педагоги­кой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обуче­ния детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Игры – это особая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

В играх проис­ходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое ис­пользование дидактической игры в учебном про­цессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

1. « Символы»

Цель: развитие зрительной памяти.

Инструкция: участники мероприятия в течение 15 секунд рассматривают лист с изображением разнообразных символов, затем по памяти перерисовывают на листок бумаги.

Упражнение «Третий глаз»

Цель: развитие концентрации внимания.

Инструкция: участники внимательно смотрят на предложенную картину, пытаясь разглядеть изображение внутри нее, изображенное в объеме (предлагается 2-3 разных картинки)
Особое внимание родителям необходимо уделить развитию произвольности и логического мышления. В современной школе очень много заданий, требующих от ребенка сообразительности, логики и высокого уровня произвольности при решении поставленных проблем.

С целью формирования произвольности и логического мышления можно использовать Ребусы.

Ребус — вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами.

В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание. У каждого ребуса существует своё правило его разгадывания.

Правила разгадывания — запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Если буква перечеркнута, ее нужно убрать из слова, если стоит знак равенства, значит одну букву нужно заменить на другую.

Предлагаю варианты Ребусов для отгадывания:

 

 

 

Развитие речи ребенка в соответствии с возрастными особенностями, является важным условием правильного усвоения информации, знаний. Речь присутствует во всех школьных предметах. Нарушения в развитии речи старших дошкольников могут привести к трудностям в усвоении школьной программы.

Для развития речи можно использовать следующие игры, которые также способствуют развитию основных психических процессов, помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

Игра «Цепочка слов»

Задача: научить детей выделять начальный и конечный звуки в словах, расширить их словарный запас, развить слуховое внимание, сообразительность.

Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых. Один из играющих называет любое слово — существительное в единственном числе и именительном падеже, второй — придумывает слово на его последний звук, третий — на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов.

Например,

Аня — яблоко — осень — нитки — индюк — кот — трос — собака и т. д.

Игра «Магазин»

Подбираем картинку определенных предметов или животных, а затем «продаём» их, «рекламируя» по каждому звуку (букве):

М – маленький, милый

И – интересный, игривый, изумительный

Ш – шумный, шустрый

К – крохотный, косолапый, красивый, крупный

А – аккуратный, активный.

К – красивая, культурная, кудрявая

У – умная, удивительная, умелая

К – крохотная, курносая

Л – ласковая, лукавая,

А – аккуратная, активная

Игра «Логопедические кубики»

Эта игра с кубиками поможет в преодолении недостатков в произношении у детей. Одновременно с закреплением правильного произношения у детей уточняется и расширяется словарь, развивается фонематический слух, улучшается грамматический строй речи.

Родители делятся на команды. Каждой команде раздаются кубики с картинками. Каждая команда находит картинки с определенным звуком.

Вариант 1. Придумать смешные предложения, используя, те слова, которые выбрали команды.

Вариант 2. Согласование числительных с существительными.

Ведущий бросает кубик, участникам игры нужно согласовать числительное с существительными.

 

Одна из разновидностей развивающих игр — лабиринты. Лабиринты игры- это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки) Игры-лабиринты делают учение интересным занятием для ребенка снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Прохождение лабиринтов развивает логическое и пространственное мышление ребенка, вариативность, умение достигать цели.

 

Игры на развитие внимания и памяти, с самого раннего возраста помогают нашим детям развивать очень важную способность — концентрацию внимания. Абсолютное большинство детских игр разрабатывается именно для этого, потому, что хорошая память и умение концентрировать внимание — крайне важные качества, которые, несомненно, помогут ребенку достичь успеха в любом начинании. Детские конструкторы, головоломки, загадки, огромное множество книг с задачками на развитие внимания и памяти созданы точно с такой же целью. Сейчас, с развитием интернета, развиваются и игровые технологии, теперь можно делать множество разнообразных онлайн-игр, которые будут интересны как нашим детям, так и многим родителям.

Запомни и нарисуй

Необходимый инвентарь: картинки, бумага, карандаши.

Вариант 1

◈ Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге.

Вариант 2

◈ Покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.

Кто наблюдательнее?

Игра способствует развитию внимания и восприятия

◈ Правила игры: по очереди называйте предметы с каким-нибудь признаком, например все круглое (сладкое, желтое). Предметы повторять нельзя.

◈ Играть можно большим коллективом. В этом случае тот, кто не вспомнил слово, выбывает из игры.

Игра «Закончи слово»

Цель: развитие речи, внимания, быстроты реакции, расширение словарного запаса.

Ведущий поочерёдно бросает мяч и называет первый слог слова. Ребёнок должен закончить слово: ма…, ку…, до…, но…, и т.д.

 

Игра «Найди по описанию»

Цель: развитие внимания, умение слышать признаки и ориентироваться в пространстве.

Ход: ведущий описывает предмет (цвет, размер, из чего сделан и т.д) ребёнок должен отыскать в группе этот предмет.

 

Игра «Назови одним словом»

Цель: развитие логического мышления; умения классифицировать предметы и явления по определённому признаку.

Ведущий поочерёдно бросает мяч и называет слова. Ребёнок должен подобрать к ним обобщающее слово. (осадки, мебель, растения, насекомые, водный транспорт, воздушный транспорт и т.д.)

 

Игра «Земля, воздух, вода, огонь»

Цель: развитие внимания, представлений об окружающем мире.

Дети встают в круг. Ведущий поочерёдно бросает детям мяч, говоря: «вода» (воздух, земля) Ребёнок возвращает мяч, называя животного, который ходит по земле (летает по воздуху, плавает по воде). При слове «огонь» ребёнок хлопает в ладоши и кружится вокруг себя.

 

Игра «Смешные отгадки»

         Эта игра не только смешит детей, даёт им возможность расслабиться, но и порождает умение логически мыслить, фантазировать. Заключается она в следующем: взрослый задаёт «странный» вопрос и предлагает ребёнку «странно» ответить. Побеждает тот, у кого отгадка будет смешнее. Например, «Зачем  собаке нужны зубы?» Можно ответить правильно «Чтобы грызть кость, или кусаться», а можно придумать другой ответ «Чтобы чистить их зубной щёткой». Эта игра может длиться около 25 – 30 мин. Удовольствие от неё получат и взрослые и дети.

 

Игра «Кто лучше?»

 

         Поиграйте в эту игру с ребёнком, и вам станет ясно, как он внимателен к действиям. Можно чередоваться с ним ролями. Спросите: «Кто лучше  бегает? (конь, паук, мышь, страус, спортсмен и т.д.) или плавает( рыбы, киты, а может знает имя известного пловца и т.д).

         В играх со взрослыми дети учатся правилам общения, пополняют свой словарный запас и приобретаю новые знания об окружающем мире.

 

Игра в  цвета

 

Предложите ребёнку назвать предметы, имеющие определённый цвет. Например, зелёный. Тогда ребёнок может сказать, что зелёной бывает трава, листья деревьев, яблоки, крыша дома, дверь в подъезде, крокодил и т.д. Попутно можно поговорить о том, постоянный ли цвет у тех предметов, которые он назвал. Затем, пусть ребёнок назовёт свой цвет, а вы назовёте предметы.

 

Ассоциации.

Эта игра развивает наблюдательность, умение выразить словами ощущения, давать им определения. Суть игры заключается в том, что взрослый предлагает назвать слово, которое напоминало бы о сказанном. Например: хлеб столовая, кастрюля — кухня, сон — кровать. И так далее.

 

«Звуковая цепочка»

 Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Взрослый называет первое слово. Далее говорит ребенок. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук следующего слова. Например: весна — автобус — слон — нос — сова.

 

Игра » Что бывает круглым?»

 Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных,  развитие воображения, памяти, ловкости.

Ведущий Дети:
Что бывает круглым? Мяч, шар, колесо, солнце, луна,
Что бывает длинным? Дорога, река, веревка, нитка, лента,
Что бывает высоким? Гора, дерево, человек, столб, дом,
Что бывает зелёным? Трава, деревья, кусты, кузнечик,
Что бывает холодным? Вода, снег, лед, роса, иней, камень,
Что бывает сладким? Сахар, конфеты, пирожные, торты,
Что бывает тёплым? Свитер, варежки, перчатки, шапка,

          

Игра «Выложи по контуру»

        

Игровая деятельность — ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Учите детей играть!

Спасибо за внимание!

Картотека игр на познавательные процессы