Как распознать таланты вашего малыша

    Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми  областей человеческой деятельности.

    Пройдет время, и актуальным станет вопрос о дальнейшем   развитии вашего малыша. Он талантлив, несомненно, но куда направлен талант?

    Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врожденных способностях ребенка или помочь в этом важнейшем деле может тест-анкета, разработанный учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и  Г. Кафом.

    Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:

— интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

— любит конструировать модели, приборы;

— сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

— может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

— любит и умеет рисовать; «видит» чертежи и эскизы механизмов;

— интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

— любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

— очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

— поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

— сочиняет свои собственные мелодии;

— научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

У вашего ребенка способности к научной работе, раз он:

— обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

— умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;

— любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;

— часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

— с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

— не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он:

— часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

— стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

— меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

— с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

— с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

— пластичен и открыт всему новому;

— любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

— хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

— обладает хорошей памятью;

— легко и быстро схватывает новый  материал;

— задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

— обгоняет своих сверстников;

— гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. п.);

— обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

— очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Не сердитесь на вашего шалуна — просто у него спортивный талант:

— он очень энергичен и все время хочет двигаться;

— он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;

— он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

— не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

— лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

— предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

— кажется, что он никогда всерьез не устает;

— неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

У вашего ребенка литературное дарование, если он:

— рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль;

— любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

— выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета;

— изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

— любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

— не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

— в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

— серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

— в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

— стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение — украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

— не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

    Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные или пластические способности могут проявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужен свой срок и определенный жизненный опыт. Проявление технических или ремесленных способностей требует наличия определенных условий, и не просто школьных учителей, а настоящих мастеров, которые могли бы передать свой талант детям.

    Не будем торопиться объявлять ребенка неодаренным, если он не проявляет себя как юное дарование. Это значит только одно: «бутоны» его способностей еще не раскрылись. Не будем забывать, что одни цветы расцветают ранней весной, а другие — лишь в конце лета. Если у Вас малыш не вундеркинд и соответствует всем эталонам нормы, то даже в этом случае Вам надо представлять, что это за таинственные дети.

    А если Ваш ребенок одарен и отличается от всех как «белая ворона», чтоб пестовать его талант, необходимо Вам знать о большинстве особенностей «нестандартного» ребенка и понимать его проблемы.

КАК НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком 

Понять ребенка и осознать его неординарность.

Не игнорировать всю уникальность его данных.

Не восторгаться им сверх меры.

Не превращать всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.

Создать условия для «поощрения» таланта.

Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы.

Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.

Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.

Создать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.

Учить терпению и поощрять за все старания.

Тактично, деликатно помогать ему.

Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.

Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.

Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.

Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.
Учить владеть эмоциями.

Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности в себе, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.

Все делать, что от Вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял сверходаренность напоказ.

Не возвышать его над остальными детьми в семье.

Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.

Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.

Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.

Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.

Понять, в чем суть проблемы Вашего ребенка. С чем связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит малыша все время.

Учитывать его индивидуальность.

Все время ободрять его.

Тактично обращаться с ним.

Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.

Считать себя самым счастливым из родителей.

Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком 

Не обращать внимания на дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.

Воспитывать как самого обычного ребенка или создать «мимозные» условия для жизни.

Считать в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.

Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.

Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что это может кончиться каким-то срывом.

Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.
Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.

Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.

Не помогать решать проблемы с воспитателями.

Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.
Пытаться завышать все эталоны, которым Ваш ребенок подражает.
Драматизировать все неудачи.

Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.

Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит Ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить навыки, считая, что главнее всего — интеллект.

Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешать их или искусственно их расширять до бесконечности.

Считать, что Вам с ребенком просто-напросто не повезло, и упрекать его все время в этом.
Чрезмерно опекать или не помогать ни в чем.

Чтобы Ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.

В заключение предлагаем вам внимательно познакомиться с утверждениями, которые составил Дэвид Льюис (1979), изучивший обширный материал, связанный с опытом тысяч семей. Это облегчит для вас понимание того, каким образом можно помогать своим детям в развитии. Выберите для себя утверждения, с которыми вы полностью согласны, и подсчитайте их количество.

30 ответов для родителей, желающих помочь ребенку в развитии:

Я отвечаю на все вопросы ребенка с предельным терпением и честностью.

Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

Я сделал стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.

Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.

Я показываю ребенку, что люблю его просто за то, что он есть, а не за его достижения.

Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

Я беру ребенка с собой в интересные поездки.

Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.

Я устанавливаю поведенческий стандарт и слежу за тем, чтобы ребенок ему следовал.

Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.

Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

Я регулярно читаю ребенку.

Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.

Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.

Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.

Я ежедневно нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.

Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.

Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.

Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.

Я побуждаю ребенка находить проблемы и решать их.

В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.

Я честен в оценке своих чувств к ребенку.

Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

Я помогаю ребенку выбирать заслуживающие внимания телепрограммы.

Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

    Итак, сколько ответов у вас получилось?

    Надеемся, что вы согласились далеко не со всеми высказываниями. Из этих фраз не больше 20% можно взять на вооружение, а над остальными еще стоит подумать… Почему? Да потому, что между стимулированием здорового развития и «парниковым выращиванием», как говорится, «две большие разницы».

    Если вы согласились со всеми утверждениями или с 90% из них — значит, вам следует охладить свой воспитательский пыл и предоставить больше свободы и себе и ребенку. Иначе вы рискуете вырастить «тепличное растение» или растите «маленького старичка», не умеющего радоваться жизни.

    Не стоит превращать здоровую заботу о развитии ребенка в нездоровую озабоченность. Вспомните садовника, выращивающего цветы под колпаком и поливающего их теплой водичкой…