Нервно-психическое развитие детей 1, 2 и 3 лет

Наряду с физическим, у детей 1-3 лет продолжается нервно-психическое развитие. Малыши в этом возрасте уже многое умеют, учатся навыкам речевого общения, активно познают окружающий мир. В процессе воспитания необходимо учитывать особенности нервно-психического развития детей раннего возраста, и обязательно нужно делать скидку на то, что все дети развиваются по-разному.

Динамика нервно-психического развития детей раннего возраста

Период от 1 года до 3-х лет называется периодом раннего детства. Это очень важный этап в жизни ребенка. К 2,5 годам вес мозга у детей увеличивается в 2 раза, в то время как в остальной период, вплоть до 21 года, его вес увеличивается лишь в 1,5 раза. Конечно, нервно психическое развитие детей 2-3 лет и его умственные способности не определяются лишь размерами мозга. Но данные цифры говорят о том, насколько интенсивно происходит рост клеток мозга, нервных волокон, связывающих его с органами чувств и мышцами.

Годовалый ребенок живет лишь сегодняшним днем и воспринимает только реальные предметы и события. Для него нет понятия «вчера», он не умеет думать о завтрашнем дне. Такие абстрактные вещи ему пока трудно понять.

Зато он уже накопил много знаний о мире, в котором живет. Если динамика нервно-психического развития детей раннего возраста соответствует среднему уровню, малыш различает знакомые предметы, звуки, узнает голоса родных. Но мир изменяется, и ребенок иногда обманывается, если предметы или люди выглядят непривычно.

От 1 года до 1,5 лет малыш использует вновь приобретенные навыки и умения для дальнейшего изучения окружающего мира. Он стремится все потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Ему просто некогда скучать, ведь вокруг столько нового и неизведанного. Это период исследовательский. Учитывая особенности нервно-психического развития детей, нужно дать им свободу изучать все вокруг, но не забывать о безопасности, нельзя оставлять малыша без присмотра ни на секунду.

Показывая предмет, его следует назвать несколько раз, попросить малыша повторить, затем объяснить, зачем нужен этот предмет. Например, «Вот мыло, им мама, папа и ты моют Ручки, чтобы они были чистыми. Это шапочка, она греет головку моего малыша. Это ложка, она нужна для того, чтобы кушать вкусную кашку. У папы большая, потому что он большой. А у тебя маленькая, потому что ты еще маленький». Так сочетается процесс познания с изучением новых слов.

Речевой уровень нервно-психического развития ребенка 1,5-3-х лет

Речевое и нервное развитие ребенка в 2 года идет очень активно. На первых порах он еще мало говорит, но все хорошо понимает. До 1,5 лет малыш всю энергию тратит на освоение. Его словарный запас состоит из простых слов, иногда это лишь укороченный вариант длинного (например, «ку» вместо «кукла», «мя» вместо «мячик»). Психическое развитие ребенка в 1,5 года таково, что он активно использует в разговоре жесты и мимику. Если малыш называет предмет, нужно подтвердить: «Да, это стульчик (или машина и т. п.)». Ребенок будет очень рад, что его понимают, и постарается освоить больше новых слов.

Еще одна интересная особенность нервно-психического развития детей раннего возраста: у ребенка со словом связаны определенные ассоциации. Если произнести «Давай почитаем сказку», он идет в комнату, где лежит любимая книжка.

Слова помогают развитию мышления. У ребенка в памяти уже сформировалось множество образов. А теперь эти образы имеют и словесное обозначение. Малыш слышит знакомое слово и в его памяти всплывает связанный с этим словом образ. Благодаря расширяющемуся словарному запасу малыш способен выполнить короткие указания («Дай куклу», «Возьми кубик и положи его в коробку»),

В этом возрасте уровень речевого и нервно-психического развития ребенка достаточно высок. К 1,5 годам в багаже вашего малыша есть уже около 50 слов. Многие из них все еще малопонятны, зато меньше становится укороченных вариантов. Ребенок начинает составлять первые простые предложения, которые состоят из названия предмета и действия, например: «Киса кушает». Во многих предложениях появляется местоимение «Я». Это говорит о психическом развитии детей: уже до 3-го года жизни маленький человек осознает свою значимость среди других.

Помощь родителей в нервно-психическом развитии детей 3-го года жизни

Помощь родителей в нервно-психическом развитии детей 1-3-го года жизни просто необходима. Для обогащения словарного запаса ребенка можно вместе рассматривать красочные картинки и обсуждать увиденное. Показать какой-либо предмет в книжке, а потом попробовать его найти в окружающей обстановке. Например, вот на картинке мячик. «А где твой мячик? Смотри, какая красивая кошка. Она очень похожа на нашу Мурку».

Чтобы психическое развитие детей 2-3 лет не останавливалось на месте, называя предмет, нужно давать ему краткую характеристику: «Это автобус. Он возит людей».

Обучающие песенки и прибаутки в игровой форме помогают детям быстро запомнить многие слова и жесты. Они с удовольствием их повторяют, а через некоторое время могут сами допеть знакомую песенку. Самое интересное то, что дети стараются повторить даже интонации родителей. Взрослые с ребенком должны говорить не спеша, размеренно и не очень сложными предложениями. В то же время стараться не пользоваться детскими вариантами слов. Если сказать «Пойдем кушать», то ребенок прекрасно поймет. А если постоянно твердить «Пойдем ням-ням», то малыш нескоро сам перейдет к слову «кушать». Правильная речь — это то, к чему малыш должен стремиться. Но не надо все время одергивать ребенка, когда он говорит неправильно.

Учитывая уровень психического развития ребенка до 3-х лет, будьте готовы к тому, что поначалу его речь будет малопонятной. Если у малыша возникают трудности с каким-либо словом, не стоит ругать его. Преодолеть затруднения можно лишь многократным повторением слов в процессе взаимного общения.

Нервно-психическое развитие здорового ребенка в 2-3 года

Нервно-психическое развитие ребенка 2-го года жизни переходит на новый этап: после 1,5 лет малыш от исследовательской деятельности переходит к экспериментам. Следует подготовиться к тому, что многие вещи подвергнутся суровым испытаниям на прочность. Ребенок будет бросать предметы и смотреть, что с ними происходит: мячик отскочил от пола, а кукла нет. Очень интересно, а почему неваляшка не хочет ложиться спать, что там у нее внутри? Множество опытов дети ставят с водой: переливают из большого стакана в маленький, наливают в ведерко, в кузов машинки.

Хлопот эти эксперименты доставляют немало. Но нужно понимать, что для психического развития здорового ребенка в 2-3 года это необходимо. Малыш ощущает себя первооткрывателем. Он начинает понимать, что между многими предметами есть связь, даже если они непохожи, и наоборот, на первый взгляд похожие предметы на самом деле различаются. Двухлетние дети — это юные изобретатели. Коробки, кастрюли, подушки они превращают в массу вещей. Воображение помогает ребенку видеть в простой коробке и машину, и домик, и кораблик, а в подушке — неприступную скалу или грозного великана. У детей в двухлетнем возрасте начинают формироваться зачатки абстрактного мышления. Если раньше для них существовало все только здесь и сейчас, то теперь они способны удерживать в памяти образы, например, возвращаться к начатой игре после перерыва на обед. В настоящее время для детей существует множество игрушек. Но для более глубокого познания мира незаменимы природные материалы — песок, камешки, ракушки, листья, шишки и т. п. А из покупных хороши те, которые позволяют ребенку строить, конструировать, творить. Они замечательно развивают воображение и движения рук и пальцев.

Еще один этап психического развитие ребенка 2-3 лет – умение группировать предметы. Это можно превратить в игру и совместить с уборкой игрушек, предложив малышу разложить по разным мешочкам кубики, машинки, зверюшек, кукол.

Некоторые виды деятельности маленького экспериментатора ведут к тому, что он может и сам перепачкаться, и испачкать все вокруг. Поэтому заранее нужно побеспокоиться о том, чтобы это «безобразие» проходило в соответствующих условиях и в соответствующей одежде. Желательно чередовать шумные и спокойные занятия. Набегавшись и напрыгавшись, ребенок может посидеть рядом с мамой и посмотреть книжку или послушать музыку. Малышу также требуется периодическая перемена обстановки. Прогулки на свежем воздухе — идеальный вариант. Кроме всего прочего, ребенок приобретает важный жизненный опыт. Ведь никакими словами не объяснишь, что такое дождь, снег, ветер, земля, деревья, если малыш сам это не увидит, не ощутит, не потрогает. Нужно прививать ребенку тягу к знаниям, не мешать ему делать свои наблюдения и эксперименты. Пусть познание мира доставляет ему удовольствие. А родители должны постараться ему помочь во всех его делах и приложить максимум усилий и тому, чтобы между ними и ребенком установились теплые доверительные отношения. Тогда авторитет родителей будет для малыша неоспоримым, а значит, они без труда смогут устанавливать рамки допустимого для своего ребенка, и он будет доверять их мнению. Необходимо поощрять малыша за хорошее поведение и говорить, что его помощь просто неоценима. Никогда нельзя идти на поводу, если малыш капризничает и требует немедленно игрушки или конфету. Стоит один раз уступить, и эти «спектакли» будут повторяться неоднократно. Нельзя создавать провокационные ситуации, лучше отвлечь ребенка и постараться его увести.

Нельзя излишне опекать ребенка. Он должен получать собственный жизненный опыт. Задача взрослых — создать безопасное пространство. Но не стоит мчаться к малышу, если он пытается вскарабкаться на диван или кресло. Надо быть неподалеку, чтобы при необходимости помочь ему, но не мешать его познавательной деятельности. Постоянные окрики «Нельзя», «Не трогай», «Брось эту гадость», «Не подходи» убивают в ребенке тягу к исследованиям. Он может стать безвольным, безынициативным и подверженным чужому влиянию. Мудрые родители во всем соблюдают равновесие. Давая ребенку свободу, они не оставляют его без присмотра наедине с самим собой. Находясь рядом, они будут товарищами по играм, мягко направят ребенка и дадут ему больше возможностей испытать все самому (в пределах разумного, конечно). Даря малышу, любовь и ласку, следует относиться к нему как к личности, пусть еще и маленькой.

Развивающие игры и занятия с детьми раннего возраста

Сенсорное развитие. 

1.Ориентировка по величине     Занятия с матрешками
Первый этап (1г.1мес. — 1г.3мес.)** Занятие с 2-мя матрешками.
Цели: развивать умение ориентироваться в двух контрастных величинах; формировать целенаправленные действия детей 2-го года жизни с матрешкой (открывать, закрывать, вынимать, вкладывать).
Оборудование: матрешка с одним нераскрывающимся вкладышем (контрастной величины с разницей примерно 3 см).
* * *
Воспитатель вначале показывает, как открывается, вынимается, вкладывается, закрывается матрешка, сопровождая действия словом. Обращает внимание малышей на величину матрешек, по-разному эмоционально окрашивая голос на словах «большая», «маленькая». При обучении использует кинестетический метод, т.е. действует рукой ребенка.
Второй этап (1г.3мес. — 1г.6мес.) Занятие с 2-мя матрешками.
Обе матрешки раскрываются.
Цели и методические приемы те же, что и на первом занятии. Кроме того, воспитатель учит детей правильно ставить головку матрешки около основания или сзади него, последовательно закрывать сначала матрешку маленькую, потом большую. Торопиться сделать это за ребенка не следует; надо дать ему возможность самому справиться с заданием.
Третий этап (1г.6мес. — 1г.9мес.) Занятия с 3-мя матрешками.
Цели: учить ориентироваться в трех контрастных величинах предметов (разница примерно 3 см); проводить целенаправленные действия с матрешкой.
Оборудование: три матрешки, две из которых раскрываются, а одна — нет.
* * *
Воспитатель пользуется в основном методом показа, сопровождая его словом. Если дети легко справляются с заданием, его можно усложнить за счет того, что головки матрешек надо ставить не у их основания, а иначе: около меньшего основания большую, а маленькую возле большого основания. В этой ситуации ребенок должен правильно ориентироваться.
Четвертый этап (1г.9мес. — 2г.) Занятия проходят с 3 матрешками.
Все матрешки раскрываются. Если ребенок продолжает пользоваться методом проб и ошибок, необходимо поощрять его самостоятельность.
Пятый этап (2г. — 2г.6мес.) Занятия проходят с 4—5 матрешками.
Все матрешки раскрываются.
Шестой этап (2г.6мес. — 3г.) Занятия проходят с 6 матрешками.
Все матрешки раскрываются. Необходимо предложить ребенку собрать матрешки без предварительного примеривания.
Цель и методические приемы используются те же, однако задача, ставящаяся перед ребенком, усложняется.
Занятия с пирамидками
Первый этап (1г.1мес. — 1г.3мес.)
Занятия с пирамидкой (4-5 колец), все кольца одного размера.
Цели: развивать координацию рук; совершенствовать целенаправленные действия с пирамидкой. Оборудование: пирамидка из 4—5 колец одинаковой величины.
* * *
Показ, сопровождаемый словом, использование кинестетического метода (воспитатель рукой ребенка проводит по поверхности пирамидки, показывая, какая она ровная, гладкая).
Второй этап (1 г. 3 мес. — 1 г. 6 мес.)
Занятие с пирамидкой (4 кольца), кольца двух контрастных величин.
Оборудование: пирамидка из 4 колец двух контрастных величин (по 2 кольца больших и поменьше). Воспитатель интонацией подчеркивает разницу в величине колец: «маленькое кольцо», «большое кольцо». Надев сначала большие кольца, затем маленькие, проводит рукой ребенка по поверхности пирамидки, показывая, какая теперь она неровная.
Третий этап (1г.6мес. — 1г.9 мес.)
Занятие с пирамидкой (6 колец), кольца трех контрастных величин.
Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
Оборудование: пирамидка из 6 колец (из них по 2 кольца больших, средних и маленьких).
Методические приемы используются те же, что и на предыдущем занятии. Воспитатель вводит новое понятие — «поменьше», называя так среднее кольцо (большое, поменьше, маленькое).
Четвертый этап (1г.9мес. — 2г.)
Занятие с пирамидкой, состоящей из 4—5 колец, чередующихся по размеру через одно кольцо. Оборудование: пирамидка из 4—5 колец.
* * *
Пирамидка собирается из большой, состоящей из 8—10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т.е. разница в величине колец здесь более контрастная.
Пятый этап (2г. — 2г.6мес.)
Занятие с пирамидкой, состоящей из 6—8 колец, чередующихся по размеру.
Шестой этап (2г.6мес. — 3г.)
Занятие с пирамидками разной формы, состоящими из 7—8 колец.

 

 

2.Ориентировка в форме
Первый этап (1г.1мес. — 1г.3мес.)
Занятие по развитию ориентировки детей в двух контрастных формах предметов (шар, куб).
Цель: научить подбирать предметы по образцу.
Оборудование: по 3 шарика и кубика одного цвета и величины.
** *
Воспитатель предлагает детям найти предметы такой же формы, отличив их от другой, контрастной; показывает, как прокатить шарик по доске, желобку. Затем просит детей сделать это с другими шариками. После этого показывает, как из кубиков сделать башенку. Оставляя один кубик как образец, предлагает вызванному ребенку найти в материале такие же и самому построить башню.
Второй этап (1г.3мес. — 1г.6мес.)
Упражнение детей в соотнесении формы предмета с формой отверстия.
На верхней крышке ящика вырезают две знакомые формы предметов — круг, квадрат или треугольник и прямоугольник, которые точно соответствуют размерам шара, куба, кирпичика, призмы. Предметы и отверстия должны быть одного размера! Шар не должен входить в квадрат, а куб в круг, только при этом условии ребенок сможет проверить правильность выполнения своих действий.
Третий этап (1г.6мес. — 1г.9мес.)
Организуется игра. Воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание (повторяется 2—3 раза). В играх с коробками разной формы (четырехугольная, круглая, прямоугольная, треугольная) детям предлагается подобрать крышку к коробке.
Четвертый этап (1г.9мес. — 2г.)
Занятие по развитию у ребенка ориентировки в предметах, близких по форме.
Цель: подбирать предметы, близкие по форме.
Оборудование: шар, яичко, матрешки, грибочки, флажки разной формы и др.
* * *
Необходимо подобрать предметы по образцу, отличая от других, близких по форме (шар, яичко).
Пятый этап (2г. — 2г.6мес.)
Соотнесение геометрических фигур с плоскостными картинками.
Цель: упражнять детей в соотнесении плоскостных фигур.
Оборудование: картинки с аппликациями (рисунками) фигур, отражающие знакомые формы предметов и соответствующие им вырезки. Например, елочка, состоящая из зеленых треугольников, и соответствующего размера треугольники; неваляшка, состоящая из двух красных кругов (большого и маленького), и соответствующие ей круги такого же размера и цвета; домик, состоящий из четырехугольника и треугольника (крыша), и соответствующие им вырезанные формы.
* * *
Основной метод — показ, сопровождаемый словом. Воспитатель соотносит в картинке нужные формы предметов, составляя их целиком, затем предлагает это сделать детям на других картинках.
Шестой этап (2г.6мес. — 2г.9мес.)
Цель: уточнить представления детей о предмете.
Оборудование: шарик, карандаш, ложка, грибок, тарелка.
* * *
Показывая предметы, воспитатель рассказывает об их свойствах: мягкий, круглый, гладкий и т.д. Затем предлагает найти предметы на ощупь в мешочке. Если дети справляются, можно усложнить задание, положив в мешочек предметы, близкие по форме (грибок и матрешку).
Седьмой этап (2г.9мес. — 3г.)
Складывание разрезных картинок из двух половинок, трех частей.
Цель: формировать из двух-трех частей изображение целого предмета.
Оборудование: картинки ведра, машины, чайника, мячика.
* * *
Ребенку показывают образец с изображением целого предмета и двух, трех его половинок. Предлагается составить целый предмет. В дальнейшем можно провести занятие без показа образца.
3.Ориентировка в цвете
Первый этап (1г.9мес. — 2г.)
Дидактическая игра «Оденем куклу».
Цель: подбирать парные предметы одного цвета по образцу.
Оборудование: кукла, варежки (носки, ботинки) красного и синего цвета.
* * *
Воспитатель предлагает детям надеть кукле ботиночки. Ставит перед детьми  4ботиночка (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ножку кукле ботиночек красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя ботиночки синего цвета. Также можно подобрать
и другие парные предметы двух контрастных цветов (желтый — зеленый).
Второй этап (2г. — 2г.6мес.)
Цель: подбирать разнообразные предметы по образцу.
Оборудование: разноцветные дощечки (красного, синего, зеленого, желтого цвета), картинки с изображением предметов такого же цвета.
* * *
Детям раздаются дощечки разного цвета. Воспитатель показывает изображение картинки определенного цвета, предлагает детям найти дощечку такого же цвета и положить на нее картинку. Можно усложнить задание: предложить подобрать дощечку к картинке белого цвета (дощечки такого цвета у ребенка нет). Если ребенок справляется с заданием, предложить подобрать предмет определенного цвета к слову взрослого.
Третий и четвертый этапы (2г.6мес. — 3г.)
Цель: называть предметы разного цвета.
Оборудование: предметы 4-8 цветов (красного, желтого, черного, коричневого, синего, зеленого, голубого, розового).
* * *
Детям предлагается назвать предмет и его цвет.
4.Дидактические игры на развитие психических функций (2г. — 3г.)
Что изменилось?
Цель: развивать внимание, память.
Оборудование: кукла, стульчик, елка, зайчик, грибок.
* * *
Воспитатель называет предметы, которые находятся перед детьми, затем тайком меняет их местами и спрашивает ребят: «Что изменилось?»
Чего не стало?        Цель: развивать внимание, память.
Оборудование: кукла, елка, грибок, корзина.
* * *
Дети рассматривают предметы, устанавливают связь между ними. Затем воспитатель один предмет прячет и спрашивает: «Чего не стало?»

Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 3 лет

Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой

Возраст Линия развития
Понимание речи Активная речь Развитие познавательной сферы (путем проб и ошибок) Игра и действия с предметами Движение Навык Конструктивная деятельность Изобразительная деятельность Социальное развитие
1г.3мес. Запас понимаемых слов быстро увеличивается Пользуется лепетом, облегченными словами Ориентируется в 2-х величинах предметов (2 куба) Воспроизводит в игре разученные действия Ходит длительно, меняя положения Самостоятельно ест густую пищу Накладывает один кубик на другой, воспроизводит действия взрослых Оставляет карандашом след на бумаге Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу
1г.6мес. Отыскивает по слову взрослого однородные предметы Пользуется словом в момент сильной заинтересованности Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) Отображает отдельные действия Перешагивает препятствия приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пишу Воспроизводя действия взрослых, ребенок ставит кирпичик на узкую грань (делает «забор») Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам
1г.9мес. По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными Ориентируется в трех контрастных величинах предметов Использует в игре предметы — заместители Умеет ходить по узкой доске (шириной 15-20 см, высотой от пола 15-20 см.) Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого Воспроизводит несложные постройки (скамейка) Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа Эмоционально контактирует со сверстниками
2г. Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка многократно Пользуется трехсложными предложениями Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цвета В игре воспроизводит ряд последовательных действий Перешагивает через препятствия чередующимся шагом Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки) Воспроизводит постройки типа «стол», «стул», «ворота» Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит)