В мире музыки

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкальной деятельности дошкольников»

 

«Музыка  — одно  из средств физического  развития детей».

 

Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку  ребенка, координацию, уверенность  движений.  Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального  слуха помогают активизировать умственную  деятельности (Н.Ветлугина).

В процессе музыкальной деятельности детей предполагается использование следующих здоровьесберегающих технологий:

 

  • Валеологические песенки-распевки (программа «Здравствуй»  М.Лазарева). Несложные,  добрые тексты  и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы  задают позитивный тон  к восприятию окружающего мира, улучшают  эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Доброе утро!                                Поворачиваются друг к  другу

Улыбнись скорее!                        Разводят руки в стороны. 

И сегодня  весь день                   Хлопают в ладоши

Будет веселее.

Мы погладим лобик                   Движения по тексту

          Носик и щечки.

Будем мы красивыми,                Постепенно  поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки!                  выполняя  «фонарики».

          Разотрем ладошки                      Движения по тексту

          Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем

И здоровье  сбережем.

Улыбнемся снова,                       Разводят руки в стороны

Будьте все здоровы!

 

  • Дыхательная гимнастика (Б.Толкачева, А. СТрельникова, К.Бутейко)

Дыхательные упражнения укрепляют  физиологическое дыхание детей (без речи), формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох-длинный выдох), тренирует силу вдоха и выдоха, развивает  положительный выдох.

 

Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»

 

Сильный мороз                    Вдох через нос, шумный выдох

Заморозил наш нос              в ладошку, которой прикрыто лицо

Носик погреем

Подышим скорее.

Отогрели нос,                       Глубокий вдох  через нос,

       А подбородок замерз.             втянуть нижнюю губу под верхнюю длительно

Ладошки погреем,                   бесшумно подуть на подбородок.

Дышим веселее!                      Выдох на ладошки, произнося слог «Фа»

Мерзнут ножки наши?           Дети выполняют приседания, произнося слог «ух»

       Весело попляшем!

 

  • Артикуляционная гимнастика

В результате использования артикуляционных упражнений развиваются певческие способности детей, формируется артикуляция различных звуков, совершенствуется дикция, развивается музыкальная память, запоминание текста, внимания, развивается чувство ритма, совершенствуется пространственное  ориентирование.

«Язычок боится мороза» (острый напряженный язык резко  высовывается изо  рта, как можно  дальше, и быстро прячется обратно (6  раз). «Язычок  показывает, как  ветер кружит  снежинки» (рот открыт, кончик языка  выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).

«Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам» (рот  открыт,  челюсть неподвижна, прижимает широкий язык то к верхней, то к нижней губе).

«Похлопаем  язычком  — лопатой как по снегу».

(рот приоткрыт, широкий язык совершает  хлопательные движения по верхней губе (6 раз)).

«Язычок строит горку»

( Кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается (6 раз)).

 

  • Оздоровительные и фонопедические упражнения (разработки В.Емельянова, М.Картушиной)  служат укреплению  хрупких голосовых связок детей, подготавливает их к пению, способствующей профилактике заболеваний  верхних дыхательных путей.

 

Упражнение «Погреемся»

Мерзнут на ветру ладошки,

Мы погреем их немножко.

(Дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «а-а-а», далее чередующий: на правую бесшумно, на левую с голосом  и наоборот).

 

Упражнение «На коньках»

Переход из грудного в  фальцетный гегистр  и  обратно с произношением  согласных.

Мчусь, как, ветер, на коньках,

Ж-ж-жих!        Ж-ж-жих!

Вдоль лесной опушки….

Ф-ф-фых!         Ф-ф-фых!

Рукавицы на руках,

Ш-ш-ших!      Ш-ш-ших!

Шапка на макушке…. (С.Черный)

Игровой массаж  (А.Уманской, М.Картушиной, А.Галанова)

Повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма

Нормализует вегетососудистый тонус,  деятельность вестибулярного аппарата  и энодкринных желез.

 

Оздоровительный самомассаж для лица.

 

«Превращение»

 

Лепим, лепим ушки —                      Щиплют раковины ушей.

Слышим хорошо!

Нарисуем глазки-                            Мягко поглаживают  брови, закрытые глаза.

Видим далеко!

Носик мы погладим,                        Большими пальцами гладят крылья носа, Усики расправим.                             «рисуют» указательными пальцами  усы

Теперь мы не ребята,                       Кружатся, хлопают в  ладоши.

А веселые зверята!

 

  • Пальчиковые игры (Е.Железновой, В.Коноваленеко, О.Узоровой) развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую  пластику  с выразительным мелодическим и речевым интонированием,  формируют  образно-ассоциативное мышление.

 

1-2-3-4-5                                               Загибать пальчики по одному.

Мы  во двор пошли гулять.

Бабу снежную слепили.                    Имитировать лепку комков.

Птичек крошками  кормили.           «Крошить хлеб всеми пальчиками

С горки мы потом катались             Вести указательным пальцем правой руки по А еще в снегу валялись                    ладони левой руки

Все в снегу домой пришли.              Класть ладошки на стол то  одной, то Съели суп и спать легли.                 другой стороной. Отряхивать ладошки.

 

  • Речевые игры влияют  на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

 

Как на горке-снег, снег,                 Поднимают руки вверх, 2 хлопка

И под горкой – снег, снег,             Приседают на корточки, 2 шлепка

И на елке –снег, снег,                     Поднимают руки вверх 2 хлопка

И под елкой  — снег, снег,               Приседают на корточки, 2 шлепка

А под снегом спит медведь.          Притопы

Тише, тише, не шуметь!                Шепотом, указательный палец к губам.

 

  • Музыкотерапия (По Н. Ефименко) повышает  иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание  стимулирующей музыки специально или как фон)  формы музыкотерапии.

 

Примерные схемы музыкальных занятий с применением здоровьесберегающих  технологий

 

Подготовительная группа

(общая длительность занятия – 30 минут)

2. Валеологическая песня-распевка  с самомассажем (2 мин)

3. Музыкально-ритмические движения, профилактика нарушения  осанки (5 мин)

4. Активное слушание музыки (3  мин)

6. Пение, песенное творчество (в качестве  физкультминутки —  пальчиковая игра)

 (7 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Речевые и музыкальные  игры, хороводы (4 мин)

 

5. Артикуляционная гимнастика (1 мин)

 

7. Пляски, танцевальное творчество (5 мин)

 

 

 

 

 

Литература;

 

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду О.Н. Арсеневская